Эриксоновский гипноз - история шестая
- Лилия Маслова
- 7 янв. 2016 г.
- 4 мин. чтения

Можно часто встретить у эриксоновского гипнотерапевта такой речевой оборот: "И это не важно". Когда говорится: "И это не важно"? Это говорится после того, как сказано нечто исключительно важное, очень важное.
Есть такая гипотеза, которая имеет широкое хождение, что бессознательное не воспринимает частицу "не". Есть определенные теоретические обоснования этого. Я говорю "гипотеза", потому что нельзя считать это утверждение научно подтвержденным фактом, но эта гипотеза широко распространена.
![endif]--[endif]--
У человека есть сознание и есть бессознательное. Ему сказали что-то очень важное и сообщают: "И это не важно".
Сознание получает сообщение: "Это не важно". Значит, на это можно не обращать внимание. Очень важно, чтобы человек не осознавал и не помнил терапевтическую работу. Хотя бы ее основную часть. Поэтому разработано много техник, направленных на то, чтобы спрятать от осознания основную часть терапевтической работы.
Зачем это делается? Затем, что проблема клиента связана с ограничением сознания.
Он много раз пытался свою проблему решить с помощью логики и сознания и не смог.
И поэтому, если он сейчас полезет в эту работу и будет ее анализировать, то это будет выглядеть так:[endif]--
- Зачем он мне это сказал? Чего он от меня хочет? Ах, вот этого? Но я же не могу все равно...
Если "это не важно", то это можно пропустить мимо ушей, на это можно не обращать внимания, не нужно это анализировать. Если, в соответствии с гипотезой, бессознательное не воспринимает частицу "не", то оно получает другое послание: "Это важно". А, следовательно, это нужно учесть. Это нужно принять. Это нужно использовать и разворачивать. Это своеобразный пример двухуровневой речи. Одновременно на два разных уровня посылаются два разных сообщения.
Для Эриксона двухуровневый или многоуровневый язык – это способ не навязывать клиенту свои интерпретации.
Я неоднократно видел людей, которые осознавали свою проблему и ее причины, и в результате имели две проблемы: прежнюю, которая никуда не делась, и ее понимание, с которым теперь тоже нужно что-то делать. Таким образом, это такое мягкое предложение. И, если оно принимается, то начинается внутренняя работа.
Потом приходит решение, уникальное решение данного человека в данной ситуации.
Почему невозможно повторить Эриксона? Все решения-то штучные: только для данного человека и только в данной ситуации. Можно пытаться уловить какой-то подход и пытаться это делать с другими людьми в других ситуациях, но результат будет другой.
Эриксону принадлежит абсолютный рекорд: самый короткий сеанс в истории психотерапии.
Ему привели подростка с отклоняющимся поведением. Он на него посмотрел и сказал: "Я не знаю, как изменится твое поведение". И поведение изменяется.
Каждый человек в своей ситуации находит свой собственный ответ.
А это значит, что у каждого есть ресурсы, которые позволяют справляться с проблемами. Поэтому задача заключается не в том, чтобы проинтерпретировать, не в том, чтобы навязать, не в том, чтобы предложить что-то, а в том, чтобы активизировать, мобилизовать эти ресурсы.
И ответ приходит. И бывают такие поразительные решения, что диву даешься иногда. Это приходит изнутри и приходит свое. Мы просто помогаем человеку "ослабить" эти гайки. И что-то начинает происходить, какие-то изменения начинаются в его жизни, которые человек иногда приписывает этой работе, а иногда – нет.
Еще один существенный момент с моей точки зрения: заключаешь так называемый терапевтический договор: чем будем заниматься, сколько времени, сколько это стоит и т.д. Договариваешься на определенное количество сеансов. Я предпочитаю договариваться на 6-10 сеансов. Это достаточное пространство, чтобы произошли какие-то изменения.
Цитата (Гинзбург): "Если мне за 10 сеансов не удалось получить никаких изменеий, то я считаю, что мне это и за 100 сеансов не удастся. Пусть идет ищет кого-нибудь другого". Не всем можно помочь.
Я считаю, что гений Эриксона в том, что он в жизни увидел эти механизмы. Он их из жизни извлек, очистил и нам в рафинированном виде показал: вот как это работает. Потому что практика меня убеждает, что выдуманное из головы не работает. То, что взято из жизни и потом возвращено в жизнь – работает. В кибернетике есть такое утверждение: когда информация, спродуцированная системой, возвращается в эту же систему, то это изменяет функционирование системы.
Пример:
Мать накладывает на ребенка двойную связку: выбор без выбора.
- У тебя мозгов вообще нет, или у тебя мозги куриные?
Ребенок говорит:
- У меня есть мозги.
И мать ставит точку:
- Ну, я же говорю куриные.
Пройдет пара лет, и она будет недоумевать, почему он плохо учится. Потому что у него мозги куриные.
Вообще, люди не понимая, пользуются составными внушениями, накладывают двойные связки, делают пресуппозиции.
Профессионал отличается от рядового необученного тем, что он понимает, что он делает и зачем. И делает это целенаправленно. Но ты никогда не знаешь, какое внушение будет принято, и какая техника сработает.
На всякий случай, благоразумно их перекрывать и применять несколько техник, направленных на достижение результата. А, когда результат приходит, то ты не знаешь, что сработало. Неизвестно.
Мы делаем простые вещи, которые изменяют жизнь людей.
Как возникают новые техники?
Они возникают сами собой из бессознательного. Вы сами их будете творить с большим удовольствием. После того, как клиент вышел, я стараюсь коротко записать, что мы делали. Если не записать, то это уйдет.
Эриксон говорил: "Для каждого пациента я конструирую новую теорию и новую психотерапию".
Вы изучаете теории и общие положения. И это очень хорошо. А потом вы получите диплом. А потом настанет момент, когда придет живой человек. Сядет перед вами со своей проблемой.
И вы начнете прикидывать, какую теорию к нему применить и с ужасом убедитесь, что он не желает "втискиваться" ни в одну теорию, потому что он живой.
Когда Росси, до которого в очередной раз это дошло, сказал своему учителю: "Это что же получается? Это просто нужно дать им выразить свою индивидуальность и все?" Эриксон сказал: "Ну, конечно. Они за этим и приходят".
Они за этим и приходят.
У них есть какие-то ограничения, которые не позволяют им полноценно выразить свою индивидуальность. А мы даем человеку возможность это сделать.
Для меня как-то настал такой момент, когда мне для самого себя понадобилось определить, чем я, собственно говоря, занимаюсь в этой жизни, т.е. в чем заключается это профессиональное занятие?
Я для себя это сформулировал так, как метафору (см. предыдущий пост). Пока она мне нравится. Пока она меня устраивает. Потом, может быть, будет какая-то другая.
![endif]--![endif]--
Comments