Эриксоновский гипноз - история вторая
- Лилия Маслова
- 23 дек. 2015 г.
- 5 мин. чтения

История про Арнольда Шварценеггера.
Он сам для себя, будучи еще мальчишкой, открыл так называемый основной магический закон.
Был в древности такой маг Гермес Трисмегист, т.е. Гермес трижды величайший, который открыл основной магический закон.
Чтобы этот закон, не дай бог, не пропал в веках, он его зубилом вырубил на изумрудных скрижалях: “Что наверху, то внизу”. Т.е. внутреннее дао главнее, чем внешнее.
Мы с вами, как люди западной культуры, привыкли думать, что мир устроен по принципу: снаружи внутрь, т.е. есть обстоятельства и есть люди, и это все на меня воздействует. Поэтому я такой, какой я есть.
На востоке давно знают, что это не так. Они говорят: “Люди такие, обстоятельства такие, жизнь такая, потому что ты такой. Меняйся! Изменишься ты - все изменится! Одни люди уйдут, другие придут, будут другие обстоятельства, будет другая жизнь- все будет другое”.
Арнольд каким-то непостижимым образом все это понял. Это был младший сын начальника жандармерии в маленьком австрийском городке.
Хилый мальчик с тонкими ножками, с покатыми плечиками. И папа его не любил. А папа любил старшего сына: широкоплечего, стройного красавца-атлета, который, кстати, потом не выдержал успехов младшего брата, спился и погиб в автокатастрофе, будучи за рулём в нетрезвом виде.
А Арнольдик хотел, чтобы папа его любил. Он хотел быть сильным, могучим, и записался в секцию культуризма. И он таскал эти железяки. И он ел эти анаболики.
Вместе с ним это делали еще 40 мальчишек.
Но он делал одну вещь, которую они не делали. Он мечтал. Он воображал.
Он садился, закрывал глаза (НЛПеры сейчас вспомнят кое-что очень-очень знакомое), и он представлял себе, как он стоит на верхней ступеньке пьедестала почета, а на шее у него медаль и лавровый венок. И он чувствовал, как эта медаль давит на грудь, и как эта "лаврушка" колется, и как она пахнет по всем модальностям.
Он стал чемпионом мира в 17 лет. Это рекорд. Пока его еще никто не побил.
Может быть, и не побьет. Потом некое время спустя ему вдруг брякнуло в голову, и он решил, что он хочет поехать в Америку, в Голливуд и стать киноактером.
Он приехал в Америку. У него не было ни знакомых, ни связей, ничего...
И он делал то, что делает всякий нормальный человек , который хочет добиться успеха: он пытался найти связи, ходы, знакомства.
Но плюс к этому он делал кое-что еще - уже проверенный, отработанный рецепт.
Он мечтал. Он воображал: какой он великий актер, какие у него миллионные гонорары, как по всему миру расклеены афишы с его портретами и т.д.
Потом он решил, что он хочет стать бизнесменом , и он делал то же самое - проверенный способ. Тем же способом он стал 38-ым губернатором Калифорнии. Теперь он – миллиардер, который владеет жилыми кварталами в Лос-Анжелесе и в других американских городах.
Прием, который использовал Шварценеггер, называется "проекция успеха в будущее", т.е. через все препятствия этот успех проецируется в будущее.
Впечатление такое, что человек это будущее как бы за ниточку вытягивает на себя, прекрасно понимая, что ничто никуда не забрасывается и не вытягивается - чудес не бывает.
Просто запускается идеодинамика. Эти образы запускают идеодинамику.
Они начинают автоматически реализовываться через эмоции, через ощущения, через движения, через мысль – внутреннее меняется.
И начинает меняться внешнее постепеннно, потихонечку, незаметно.
Образ – это не просто так. То, что у нас в голове, определяет всю нашу жизнь.
И вы могли бы задать вопрос сейчас:
- Зачем вы нас обманываете? Потому что, если я сейчас закрою глаза и очень-очень хорошо представлю себе бумажку в 100 долларов на ладони, то почему ее нет? Если все так, как вы сказали? Если все реализуется?
Ее нет по двум причинам. Она будет. Но, во-первых, она будет через некоторое время, потому что мы живем в физическом мире, где основные параметры - это время и пространство.
Здесь все происходит во времени. Нужно время, чтобы она пришла.
Второе: если бы она сейчас возникла из воздуха - это было бы чудо. Чудес не бывает. Чудо – это непознанная закономерность. Она придет естественным путем. Мне заплатят за работу. Или отдадут долг, что маловероятно. Или подарят, что более вероятно.
Есть такая шутка, мне очень нравится.
Человек молится богу:
- Господи, пожалуйста, я тебя умоляю, прошу, заклинаю, ради всего святого сделай меня врачом.
Господь отвечает:
- С удовольствием. Поступи в медицинский институт.
В этом мире все должно происходить по законам этого мира.
И еще один момент. Если обратиться внутрь себя, т.е. заняться интроспекцией, то мы увидим, что там - мешанина, там обрывки мыслей, воспоминаний, планов и т.п.
На Востоке говорят: "Разум - это бешеная обезьяна, которая мечется на привязи".
Из этого состояния мечтать бесполезно. Ничего не получится.
В чем, вообще, особенность гипноза?
Получается, что наши представления, наши образы автоматически, сами по себе, без участия сознания реализуются в движении (идеомоторной реакции), в ощущении (идеосенсорной реакции), в эмоции (идеоэмотивной) и в мышлении (идеокогнитивной), т.е. во всем том, чем мы обладаем, как человеческие существа.
Все это вместе называется одним коротким словом идеодинамика.
Идеодинамика - это основа гипноза, причем основа любого гипноза: классического, традиционного, эриксоновского.
В гипнозе во много-много раз усиливается действие идеодинамических механизмов. Гипноз - это хороший психотерапевтический инструмент.
В гипнозе все работает мощнее и быстрее. Сам по себе гипноз - это не психотерапия. Это инструмент. Просто инструмент.
Это транс-форматор, усилитель внутренних процессов. Все, что мы делаем в гипнозе, можно делать без гипноза, и наооборот.
Только в гипнозе это происходит быстрее и сильнее.
И еще одна особенность есть у гипноза, благодаря которой он эффективен - в гипнозе немножко снижается сознательный контроль.
Гипноз – это не потеря сознания. Самый главный страх перед гипнозом – это страх потерять контроль.
Обычное состояние людей западной культуры: левое полушарие активировано существенно больше, чем правое.
Что значит помочь человеку войти в гипноз или навести транс?
Это значит, что активность левого полушария немножко понижается, а активность правого повышается. Поэтому многое кажется происходящим как бы само по себе. Вообще, искусство транса – это искусство позволять происходить.
Позвольте происходить тому, что происходит. Что-то происходит как бы само по себе. Это как бы такая скобка, которую открываешь в психическом функционировании.
И внутри этой скобки возможны изменения, которые сознательному разуму кажутся невозможными, абсурдными, алогичными, потому что там – другая логика.
Там логика транса. Там совершенно спокойно могут присутствовать два противоречия, и никого это абсолютно не волнует.
Там можно многое. А потом скобку закрываешь, и человек выходит из транса.
А изменение осталось. И оно продолжает действовать.
Еще одна особенность эриксоновского подхода – это то, что он утилизационный, т.е. ты берешь то, что тебе принесли и используешь. И ты работаешь с тем, что есть.
Определений гипноза огромное количество. И, может быть, даже на самом деле, до конца не очень понятно, что это такое.
Вот определение Жана Гадена: "Гипноз – это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с оператором, и который (тип психического функционирования) позволяет осуществить психическое переструктурирование."
В трансовом состоянии человек как бы испытывает отстраненность.
–Я знаю, что все это есть вокруг меня, но на какое-то время это неважно. Вот это колебание "между" очень хорошо характеризует состояние транса.
Продолжу о гипнозе в следующем посте.
Comentarios